Вы читаете архивный материал.
Актуальная информация для пассажиров находится в разделе "Часто задаваемые вопросы"
Первой успешной авиакомпанией, которая в основу своей бизнес-стратегии поставила ценовой демпинг, стала американская Pacific Southwest Airlines. Она на практике осуществила эту идею 6 мая 1949 года. Именно тогда был совершен первый в истории гражданской авиации рейс с ценами на билеты в несколько раз дешевле, чем у конкурентов. Но история бюджетных авиакомпаний началась несколькими десятилетиями позже…
Американский экономист Альфред Кан больше известен как инициатор процесса дерегуляции гражданской авиации в США в 70-ых годах 20 века. Итогом его деятельности стало ослабление роли государства в сфере авиационного бизнеса, что привело к бурному росту частных авиакомпаний. До этого времени любые решения авиакомпаний, касающиеся открытия новых маршрутов и установления цен на билеты, требовали утверждения государственными контролирующими органами.
В итоге реформы Кана некоторые авиакомпании не выдержали мощного напора конкурентов и исчезли. А на их месте возникли десятки новых, более приспособленных к современным условиям авиакомпаний. Ведь свободные цены могут не только расти, но и снижаться, делая авиакомпанию более привлекательной на фоне конкурентов. Благодаря реформам Кана в США появились первые бюджетные авиакомпании в том самом виде, в котором мы их знаем. Кстати, именно дерегуляция в гражданской авиации послужила причиной появления low cost авиакомпаний и в Европе, но все-таки США здесь стали первыми.
Американская авиакомпания Southwest Airlines - первая настоящая low cost авиакомпания в мире.
[an error occurred while processing the directive]
Американская авиакомпания Southwest Airlines стала развивать концепцию low cost с 1971 года. Идея была довольно простой, но отнюдь не лежала на поверхности. Кто-то из неизвестных менеджеров авиакомпании додумался убрать из перечня услуг все лишнее за исключением собственно перелета. Меньше услуг – меньше стоимость билета. По сравнению с конкурентами рекламная цена авиаперелета на самолетах Southwest Airlines выглядела просто впечатляюще, а самолет превратился из роскоши в средство передвижения.
Как уже говорилось ранее, с ослаблением государственного контроля над гражданскими авиаперевозками и проникновением частного бизнеса в сферу гражданской авиации модель бюджетных авиакомпаний успешно адаптировалась и в Европе. Особых успехов добилась ирландская компания Ryanair, которая начала регулярные рейсы по низким ценам в 1991 году.
Азиатские бюджетные авиакомпании стали появляться лишь с 2000 года. Тут стоит отметить такие компании как AirAsia (Малайзия) и Virgin Blue (Австралия).
Бюджетные авиакомпании составили серьезную конкуренцию традиционным авиаперевозчикам, которые традиционно предоставляют полный спектр услуг для своих пассажиров, которые потеряли значительную долю своих пассажиров. Бюджетные авиакомпании стали основной причиной убытков крупных авиакомпаний наравне с угрозой терроризма, войны и птичьего гриппа в 2001-2003 годах. Сами же бюджетные авиакомпании в большинстве своем лишь укрепились на рынке пассажирских авиаперевозок.
Между тем, крупные авиакомпании оценили схему low cost и открыли подразделения, специализирующиеся на бюджетных перевозках. Многие крупные авиакомпании попробовали поиграть на чужом поле, создавая карманные бюджетные авиакомпании. Здесь себя попробовали и KLM и British Airways, и другие авиагиганты. Подобная диверсификация в бизнесе привела к тому, что уже у бюджетных авиакомпаний появились серьезные конкуренты, так как бюджетные подразделения крупных авиакомпаний, как правило, имеют более современный парк самолетов, более качественное обучение пилотов и техническое обслуживание. Впрочем, успешных примеров бюджетных подразделений крупных авиакомпаний не так уж и много. Авиакорпорации намеренно ограничивают их развитие, чтобы те не мешали основной деятельности.
Вступление в Евросоюз новых стран из Восточной Европы привело к расширению общего воздушного пространства. С 2004 года произошел новый скачок в развитии бюджетных авиакомпаний и на рынке появились новые игроки, такие как венгерская Wizz Air и др. Одновременно с этим для существующих авиакомпаний стали доступны новые направления в аэропорты таких стран как Болгария, Словения, Польша, Венгрия, Чехия, Турция.
В Норвегии первой бюджетной авиакомпанией стала ColorAir, начавшая свою деятельность в 1998 году. Вслед за ней появилась компания Norwegian Air Shuttle, которая успешно работает и по сей день, составляя конкуренцию SAS.
Австралийское воздушное пространство еще в 90-ых годах начала осваивать компания Compass, которая, впрочем, достаточно скоро обанкротилась. Ей на смену пришли такие авиакомпании как Impulse и Virgin Blue, совершающие регулярные рейсы между городами Зеленого континента.
В начале 21 века бюджетные авиакомпании стали осваивать Азию и Ближний Восток. Air Arabia начала регулярные рейсы в конце 2003 года, предлагая своим пассажирам дешевые авиабилеты по различным направлениям Ближнего Востока. К концу десятилетия ближневосточные бюджетные авиакомпании расплодились в невероятных количествах. Самое интересное, что им удавалось находить пассажиров даже в период финансового кризиса 2008-2009 годов.
С начала 2004 года начала работать сингапурская авиакомпания Valuair. С этого момента в Азии началось бурное развитие авиакомпаний, работающих по схеме low cost. Jetstar Asia Airways, Tiger Airways, AirAsia и множество других начали конкурентную борьбу за пассажиров. После того, как Япония открыла свое воздушное пространство для иностранных бюджетных авиакомпаний в 2010 год, эта борьба только обострилась.
Бюджетные авиакомпании в настоящее время наращивают парки самолетов и количество направлений по всем континентам. Несмотря на банкротство некоторых low cost авиакомпаний, их ежегодный прирост во всем мире весьма значителен. Везде, где существуют национальные перевозчики, начинают появляться бюджетные авиакомпании, чтобы заполнить нишу. Даже в России, где существует свое авиа- и антимонопольное законодательство появилась возможность для создания бюджетных авиакомпаний. Первой ласточкой стала компания S7 (бывшая авиакомпания "Сибирь"), которая хоть и открещивается от причастности к бюджетным авиакомпаниям, тем не менее, имеет с ними много сходства. Вслед за ней появилась Sky Express, которая начала активную деятельность с 2007 года. Наконец, совсем недавно стала работать авиакомпания Авианова, которая буквально в течение нескольких месяцев получила огромную популярность за счет предложения доселе невиданных в России низких тарифов.
Сейчас развитие бюджетных авиакомпаний ведется по двум направлением. Одни low cost перевозчики делают акцент на повышении качества предоставляемых услуг. Другие компании продолжают курс на оптимизацию своих затрат и снижение стоимости авиабилетов. Этот путь выбирают большинство европейских авиакомпаний. Растущая конкуренция на фоне подорожания топлива, обслуживания самолетов и прочих операционных расходов, заставляет авиакомпании принимать все меры по привлечению и удержанию клиентов.