Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Особенности национального возврата денег за авиабилеты бюджетных авиакомпаний - 2

Lowcosts.ru  Журнал  Особенности национального возврата денег за авиабилеты бюджетных авиакомпаний - 2

Поводом для написания этой статьи послужила информация о том, что ФАС (Федеральная антимонопольная служба РФ) планирует запретить авиакомпаниям продавать авиабилеты по тарифам, в правилах которых указана невозможность сдать билет и вернуть деньги. Интересно, что у них получится?

Этот вопрос был поднят не сегодня, и даже не вчера. Впервые информация в прессе об интересе ФАС к тарифам авиакомпаний появилась еще в начале 2009 года, что вполне естественно, так как правила возврата авиабилетов прописаны весьма ясно и однозначно   в законе, и не в каком-нибудь, а в Воздушном Кодексе РФ (в частности, статья 108 Кодекса). Такие же нормы есть и в нормативных документах Минтранса. Изначально, правда, было требование к авиакомпаниям сделать ценообразование более прозрачным, что позволяло предписывать авиакомпаниям-монополистам на некоторых маршрутах снизить цену в случае необходимости.  На специфику low cost тарифов ФАС если и обратила внимание, то всего лишь поставила это в очередь вопросов, которые необходимо решить в обозримом будущем.

Представители российских авиакомпаний заявляют, что работают в полном соответствии с Воздушным Кодексом, и правила их тарифов ни в коей мере ничего не нарушают. Стоимость билета возвращается полностью при соблюдении условий сдачи билета (если до вылета остается более 24 часов). Однако за оформление возврата авиакомпании устанавливают сбор, который в некоторых случаях может быть равен тарифу.  De juro – все по правилам, de facto – тариф получается невозвратным.

Правила тарифов у отечественных авиакомпаний находятся в свободном доступе.  Каждый потенциальный пассажир при покупке авиабилетов может и даже обязан с ними ознакомиться перед тем, как начать процедуру бронирования билета. Но это мало помогает. Привлекательная цена авиабилета всегда будет иметь приоритет перед ограничениями тарифа.  Однако в случае необходимости отмены поездки, приоритеты пассажира коренным образом меняются.  Правила авиакомпаний с этого момента могут игнорироваться, на первое место выступают нормы Воздушного Кодекса РФ, которые гласят о том, что авиакомпании обязаны вернуть деньги несостоявшемуся пассажиру за сданный билет.

В условиях не полного охвата Законом всех возможных ситуаций дело может окончиться судом. Поскольку в России не прецедентное право, типичные ситуации могут вновь и вновь рассматриваться в судах, причем в силу различных причин по одинаковым случаям могут приниматься противоположные решения. Тут есть где развернуться и наиболее напористым клиентам авиакомпаний, которые могут в полной мере использовать свое свободное время и силы для ставшего модным нынче «потребительского террора» авиакомпаний, и авиакомпаниям, которые захотят отстоять свои тарифы и сделать судебное разбирательство публичным, чтобы другим неповадно было.

Выходом из ситуации было бы однозначное решение ФАС по применяемым авиакомпаниями тарифам с ограничениями и правка на основе этих решений как Воздушного Кодекса РФ, так и нормативных документов Минтранса.

 

Евгений Зубрилин
18.10.2010 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]