Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Электронный билет - новая форма

Lowcosts.ru  Электронные билеты  Электронный билет - новая форма

Юридическая природа электронных сделок. Совершение сделок в Интернете не меняет их природу и механизм заключения и поэтому к ним применимы соответствующие нормы гражданского законодательства. В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Сделка считается заключенной, если в ней соблюдаются следующие условия:
- наличие у участников сделки свойств физического или юридического лица;
- непротиворечие сделки закону;
- совершение сделки в установленной законом форме.

Специфика заключения сделок через сеть Интернет заключается в том, что волеизъявление сторон сделки передается и доводится до адресата с помощью средств электронно-вычислительной техники и электронных каналов связи. Поэтому при рассмотрении споров о действительности сделок, совершенных с помощью Интернета, суд особое значение придает соблюдению требуемой законом формы сделки. В соответствии с п. 1 ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме. Под формой сделки закон понимает тот или иной законный способ волеизъявления, достаточный для признания его состоявшимся. Действующим российским законодательством какой-либо специальной электронной формы совершения сделок не предусмотрено. Этот пробел в законодательстве создает трудности в совершении электронных сделок и признании их законными и правомерными. Единственным способом придания таким сделкам юридической силы является признание за ними значения одной из признанных законом форм сделок, как это следует из ст. 158 ГК РФ - устной, простой письменной, нотариальной, письменной.

Согласно п. 1 ст. 160 ГК РФ сделка в письменной форме должна быть:
- составлена в виде документа, выражающего его содержание;
- подписана лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.

Другие возможности заложены в п. 2 ст. 160 ГК РФ, который допускает использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо аналога собственноручной подписи в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Заметим, что закон не требует, чтобы документ о сделке был обязательно на бумажном носителе. Согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ допускается заключение договоров (сделок) посредством обмена документами с помощью электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что договор исходит от стороны по договору. Таким образом, закон (ГК РФ) позволяет сторонам сделки оформить свое волеизъявление двумя способами: 1) посредством составления письменного документа, выражающего его содержание, и 2) путем обмена документами с помощью электронной связи. И договор, составленный в виде документа в письменной форме, и договор, заключенный путем обмена, признаются законом равными и имеющими одинаковую юридическую силу. Более того, согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ и тот и другой договор считаются заключенными в письменной форме. Однако было бы неверным делать из этого вывод, что вопросы документального оформления электронных сделок в Гражданском кодексе разрешены окончательно и бесповоротно.

В ст. 5 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" содержатся два способа придания юридической силы документам в электронной форме. Согласно первому, предусмотренному в п. 2 ст. 5, документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном российскими законами и правилами. В соответствии со вторым, указанным в п. 3 ст. 5, юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Правила о придании юридической силы электронным документам приведены в ГОСТ 6.10.4-84 "Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения" и в Рекомендациях РД 50-613-86 "Методические указания по внедрению и применению ГОСТ 6.10.4-84" (утверждены Постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 24 сентября 1986 г. N 2781). Указанные документы, несмотря на давность их принятия, являются действующими.

Согласно этим стандартам общие правила признания юридической силы электронных документов предписывают:
- обмен электронными документами между взаимодействующими организациями рекомендуется осуществлять на основе договора о порядке обмена документами на машинных носителях, заключаемого между этими организациями;
- при создании документов на машинных носителях и машинограмм на основе данных, зафиксированных в первичных документах, необходимым условием является наличие юридической силы первичных документов, с которых осуществляется запись;
- при создании документов на машинных носителях на основе данных, полученных по каналам связи от автоматических регистрирующих устройств, необходимым условием их юридической силы является наличие информации, зафиксированной в установленном порядке, который позволяет идентифицировать организации, отвечающие за исправность каналов связи, регистрирующих устройств и достоверность передачи информации. Данное условие должно быть отражено в договоре;
- при создании документов на машинных носителях на основе данных, полученных в процессе автоматизированного решения задач, необходимым условием их юридической силы является достоверность соответствующих данных и соответствие алгоритма преобразования данных установленным способам их обработки. Данное условие должно быть отражено в договоре обмена документами или нормативном акте.
Следуя этим правилам, стороны договора об обмене могут устанавливать конкретные условия и правила придания юридической силы электронным документам. Таким образом, на основе договора об обмене электронная документация может обрести форму письменной сделки. В такой договор рекомендуется включать:
- положения о составе и содержании первичных документов, с которых осуществляется запись информации;
- данные, позволяющие идентифицировать организации, отвечающие за исправность каналов связи, регистрирующих устройства и достоверность передачи информации;
- описание порядка и условий, обеспечивающих сохранность записанных данных и защиту этих данных от несанкционированного доступа;
- перечень условий придания юридической силы электронным документам, полученным в процессе автоматизированного решения задач;
- виды юридической ответственности и санкции за нарушение порядка оформления и использования электронных документов.

Кстати сказать, интересные попытки предприняты Европейской экономической комиссией ООН по разработке Типового соглашения об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными. Такое соглашение было принято Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли Европейской экономической комиссией ООН в 1991 году, что говорит о том, что вопросы электронного обмена данными являются объектом не только национального, но и международно-правового регулирования.

Помимо вышеперечисленных вопросов, использование информационной технологии Интернета в качестве нового инструмента оформления гражданско-правовых сделок ставит вопрос о правовом регулировании взаимоотношений между оферентом и акцептантом электронной сделки. Особенно важным является точное определение момента получения акцепта на оферту при заключении "электронных сделок". Для подтверждения действительности такой сделки исключительное значение имеет установление личности составителя оферты. В свою очередь для оферента важны доказательства подлинности намерений акцептанта. Проще говоря, уверенность сторон электронной сделки и вера в ее действительность полностью зависит от решения вопросов авторства оферты и подтверждения неизменности ее содержания с помощью электронных средств удостоверения сделки, одним из которых является электронная цифровая подпись. Ее юридическая сила признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи. Право удостоверять идентичность электронной подписи осуществляется на основании лицензии.

Юридическая технология использования электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Действующим законодательством установлены технические процедуры, позволяющие достоверно установить, что электронный документ исходит от стороны договора. Технические процедуры обеспечивают идентификацию лица, составившего и подписавшего электронный документ. Одновременно с этим они защищают информацию от искажений и неточностей после прохождения по Интернету, подтверждают получение документа адресатом в первозданном виде, сохраняют документ и воспроизводят его в читаемом виде.

Достижение этих результатов возможно только:
- при наличии программно-технических средств, умеющих идентифицировать подпись;
- при соблюдении предписанного технического режима этих средств;
- при лицензировании деятельности по проверке электронно-цифровой подписи.
Соблюдение этих условий обеспечивает юридическую силу ЭЦП.

В соответствии с ФЗ "Об электронной цифровой подписи" под ЭЦП понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Закрытым ключом ЭЦП именуется последовательность символов, соответствующих закрытому ключу ЭЦП, доступная любому пользователю веб-сайта и предназначенная для подтверждения с использованием систем электронного документооборота (ЭДО) подлинности ЭЦП в электронном документе.

В сущности ЭЦП представляет собой специальный код, создаваемый техническими средствами и способами, гарантирующими защиту этого кода от подделок. Согласно ст. 4 ФЗ "Об электронной цифровой подписи" ЭЦП в электронном документе юридически равнозначна собственной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном выполнении следующих условий:
1) сертификат ключа подписи, относящийся к этой ЭЦП, не утратил силу;
2) подтверждена подлинность ЭЦП в электронном документе;
3) ЭЦП используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Закон о ЭЦП не лишен недостатков, поскольку он позволяет сделать лишь косвенный вывод об авторстве документа. Сама запись не содержит информации об авторе. Недостаточно продумана техника подтверждения подлинности ЭЦП. В таком виде, как это предусмотрено в Законе, подтверждение подлинности свидетельствует лишь о знании секретного ключа лицом, составившим электронный документ. Тот факт, что он может быть определен лицом, незаконно получившим к нему доступ, оставляет вопрос об установлении авторства электронных документов открытым.

В связи с процессом внедрения электронного билета предстоит выяснить применимость Закона о ЭЦП к электронным сделкам в области воздушных перевозок.
Предотвращение правонарушений при продаже и оформлении электронных билетов. Под влиянием применения Интернета расширилась предметная сфера совершения общественно опасных деяний. Именно поэтому в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях внесены новые составы правонарушений. Особое внимание уделено приданию доказательственной силы информации, размещенной в Интернете по сетевому адресу в определенный момент (фиксация юридических фактов), порядку предоставления сведений о лицах, помещающих в Интернете информацию под вымышленными именами или ложную информацию, закреплению обязанностей лиц, участвующих в информационном обмене в системе оперативно-следственных мероприятий.

Использование технологии электронных билетов на благо пассажирам и перевозчикам не исключает применения этой технологии им во вред. В этой связи остро стоит вопрос об обеспечении информационной безопасности при электронном оформлении билетов. Действующее российское законодательство содержит определенные правовые гарантии обеспечения информационной безопасности пользователей и операторов Интернета. Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной тайне", "О федеральных органах правительственной связи", Уголовный кодекс РФ содержат нормы, которые ограждают пользователей от незаконного и противоправного вмешательства. В Уголовном кодексе РФ в главе 28 "Преступления в сфере компьютерной информации" предусмотрена уголовная ответственность за следующие противоправные деяния: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272); создание, использование и распространение программ для ЭВМ, запрещенных действующим законодательством (ст. 273); нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или ее сети (ст. 274). Однако этих норм недостаточно для обеспечения стопроцентной информационной безопасности совершения электронных сделок в сети Интернет. Предстоит еще многое сделать, прежде чем появятся достаточные правовые гарантии обеспечения информационной безопасности пользователей и операторов Интернета. Причем эта работа потребует как национальных, так и международных усилий.

Выводы

Масштабы глобализации и либерализации на международном воздушном транспорте несовместимы с фрагментарным, произвольным и хаотичным регулированием вопросов международной воздушной перевозки. В двадцать первом веке с таким положением мириться нельзя. Они вынуждают принять такие меры, которые устранили бы трудности, выпадающие на долю пассажиров международных рейсов сейчас, в силу запущенного состояния дел с договором международной воздушной перевозки. Очевидно, что назрела необходимость в урегулировании всего комплекса отношений между перевозчиком и пассажиром таким образом, чтобы больше не было загадок и пробелов по вопросам понимания и применения договора международной воздушной перевозки в практике международных воздушных сообщений и пассажирами и перевозчиками, особенно в связи с переходом к новой электронной форме заключения договора. Очевидно, что юридическим ядром таких перевозок должен быть договор международной воздушной перевозки. Однако такую роль ему мешает играть многообразие подходов в национальном законодательстве к решению вопросов перевозок, не охваченных международно-правовой унификацией. Такое многообразие создает трудности, значительно снижающие экономическую эффективность международных воздушных перевозок, и которые вынуждают авиакомпании тратить много времени и средств на их преодоление. Устранить эти трудности и пробелы в правовом регулировании вопросов международной воздушной перевозки можно на основе новой конвенции о международно-правовой унификации правил договора международной воздушной перевозки, решаемые теперь национальным законом довольно по-разному, а главное, не единообразно. Такая конвенция, вместо разъединения и разобщения, будет способствовать установлению общего для всех порядка заключения, соблюдения и исполнения договора международной воздушной перевозки, а его единообразное применение всеми международными перевозчиками позволит устранить трудности, встречающиеся сейчас в практике международных воздушных перевозок, и значительно повысить степень защиты прав и интересов потребителей.

 

2010 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]