Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Возможности применения российского электронного законодательства для регулирования использования электронного билета

Lowcosts.ru  Электронные билеты  Возможности применения российского электронного законодательства для регулирования использования электронного билета

Действующее российское электронное законодательство. Как было показано ранее, с точки зрения Монреальской конвенции 1999 г. электронный билет является перевозочным документом. Такой же статус должен быть признан за электронным билетом в национальном законодательстве. В этом случае электронный перевозочный документ должен быть рассмотрен в нескольких ракурсах. Согласно действующему российскому законодательству электронное оформление билета имеет определенные юридические последствия. Конечным результатом такого оформления является электронный документ.

Нормативно-правовые акты, определяющие юридическую значимость электронного документа, берут свое начало с 1979 года, когда Госарбитраж СССР принял Инструкцию от 29 июня 1979 г. "Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники". В ней было указано, что стороны по арбитражным делам в обоснование своих требований и возражений вправе представлять арбитражам документы, подготовленные с помощью электронно-вычислительной техники. Вслед за Госарбитражем СССР подобные доказательства признал и Верховный Суд СССР.

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 9 июля 1982 года N 7 "О судебном решении" сказано: "В обоснование решения суд в случае необходимости вправе сослаться и на письменные доказательства в виде документов, полученных с помощью электронно-вычислительной техники. Эти документы принимаются в качестве доказательств при условии их надлежащего оформления в соответствии с установленным порядком". В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 3 "О строгом соблюдении процессуального законодательства при осуществлении правосудия по гражданским делам" было еще раз разъяснено: "В случае необходимости судом могут быть приняты в качестве письменных доказательств документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники". Примерно в это же время был принят Государственный стандарт СССР ГОСТ 6.10.4-84 "Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники", который установил требования к составу и содержанию реквизитов, придающих юридическую силу документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. В письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 года дана оценка доказательств, изготовленных и подписанных с помощью электронно-вычислительной техники, в которых использована система цифровой электронной подписи.

Наряду с рассмотрением вопросов использования электронного документа в гражданском и арбитражном процессе, его статус подкреплялся нормами материального права. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральный закон от 4 июля 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене" установили, что "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать". По этому определению удовлетворяющий этим условиям документ обрел статус электронного документа, на который распространяется весь комплекс гражданского, арбитражного, административного и уголовного законодательства. По приведенным примерам можно судить, что использование электронных документов уже давно признано законным и правомерным. Прямо это подтверждает ст. 55 ГПК РФ и ст. ст. 64, 75 АПК. На основе этих норм истребуют не только отдельные электронные документы, страницы сайтов, но и целые серверы, их содержащие.

Кроме того, ГК РФ предусматривает возможность заключения договоров путем обмена документами посредством электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходил от стороны договора (п. 2 ст. 434 ГК РФ). В целях содействия развитию электронного документооборота был принят Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи". Этот закон открыл широкую дорогу использованию электронной цифровой подписи в предпринимательской деятельности.

Таким образом, в российском законодательстве происходит процесс формирования нормативной базы, на основе которой происходит регулирование использования Интернета в интересах пользователей, хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций, органов власти и управления. Совершенно очевидно, что этот процесс возник и развивается под влиянием новых отношений, складывающихся между участниками электронного оформления сделок с помощью сети Интернет. Следует признать, что пока эти отношения регулируются недостаточно эффективно и полно. В частности, неясно решен вопрос о механизме и порядке применения электронных средств для совершения сделок, признания действительным волеизъявление сторон электронной сделки, их согласие с ее условиями и способами их подтверждения, а также момент получения оферты и акцепта и др.

Новые задачи пополнения и совершенствования этой нормативной базы ставит внедрение электронного билета в сферу международных и внутренних воздушных перевозок. Принятие новых решений, касающихся регулирования отношений между перевозчиками и потребителями их авиатранспортных услуг, должно учитывать специфику функционирования Интернета как информационно-коммуникационной электронной технологии.
Специфика правового регулирования использования Интернета. Она определяется особенностями построения и функционирования Интернета как глобальной информационно-коммуникационной сети. Основными ее чертами являются:

  1. Технические функции Интернета по приему, передаче, обмену и хранению информации не являются объектом правового регулирования. На наш взгляд, в этом нет никакой необходимости и это совсем бесполезное занятие. Совсем иначе обстоит дело с использованием технических свойств пользователями Интернета в целях приема, передачи, обмена, хранения и накопления различной экономической, финансовой, коммерческой, деловой, информационно-правовой и иной информации. Пользователи Интернета различаются между собой - одни из них являются производителями товаров и услуг, а другие ее потребителями. Первые предлагают товары и услуги, вторые приобретают их через Интернет разными способами, в том числе путем заключения электронных сделок.
  2. Как показывает практика, не всегда и не во всех случаях использование Интернета приводит к необходимости правового регулирования. Нужда в этом возникает только тогда, когда его пользователи испытывают острую потребность в упорядочении отношений, осложненных "электронным элементом", и таким примером являются отношения по поводу электронного оформления "электронного билета".
  3. Информация, как объект самостоятельного правового регулирования, уже давно является предметом многих национальных законов и правил и соответствующих международных договоров. Особое значение имеет информация, содержащая предложения производителей товаров и услуг о заключении различного рода электронных сделок. Согласно цивилистическим трактовкам такие предложения квалифицируются в качестве оферты, но объявленной в Интернете. Акцепт этой оферты также происходит в Интернете. Именно таким образом заключается электронная сделка при электронном оформлении электронного билета.
  4. Одной из существенных особенностей Интернета является экстерриториальное действие. Для Интернета не существует каких-либо препятствий, в том числе и государственных границ. Это обстоятельство придает Интернету глобальный характер и вызывает необходимость регулирования отношений между его пользователями на международном уровне. Важным международно-правовым документом в этой области является Типовой закон ЮНСИТРАЛ "Об электронной торговле".
  5. Для Интернета характерно саморегулирование, которое осуществляется на уровне организационного взаимодействия между участниками Интернет-сообщества. Однако такое саморегулирование имеет определенные пределы и оно ограничено требованием должного соблюдения пользователями Интернета законных прав и интересов общества и государства.

С учетом этих особенностей Интернета должно строиться правовое регулирование использования его технических свойств в целях оформления электронных сделок в области международных воздушных перевозок.

 

2010 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]