Министерство транспорта РФ утвердило единый стандарт электронных билетов (e-ticket), действующих на воздушном транспорте, а также сделало их полноценным документом строгой отчетности.
В настоящее время, согласно приказу транспортного ведомства, электронный билет стал реальным документом строгой отчетности. Ведь до последнего времени, чтобы подтвердить расходы на поездку, пассажиру было необходимо предъявить бумажный чек. Теперь достаточно лишь распечатать выписку купона e-ticket из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. Безусловно, это особо пригодится тем, кто часто ездит в командировки. Но в любом случае, решение в официальном порядке приравнять статус электронного авиабилета к его бумажному аналогу заметно облегчит жизнь всем воздушным путешественникам. Как сказано в сообщении Минтранса, «пассажиры, которым необходимо подтвердить расходы на перевозку (например, пассажиры, следующие в командировку), смогут использовать маршрут/квитанцию для подтверждения указанных расходов».
Электронный билет, в соответствии с постановлением Минтранса, обязан содержать выписку из автоматизированной системы. В ней должны быть приведены сведения о маршруте, информация о пассажире, наименование перевозчика, номер рейса, время и дата его отправления, коды аэропортов маршрута, информация о тарифе, стоимости, формах оплаты, сборах и бронировании перевозки. Кроме того, для безопасности по-прежнему должен быть указан уникальный десятизначный номер билета. Прежде, согласно приказу Минтранса от 2006 года, электронный билет оформлялся в соответствии с внутренними стандартами каждой авиакомпании. Их обязывали лишь прилагать к билету кассовый чек. (Интересно, что в августе 2008 года электронными билетами некоторых перевозчиков заинтересовалась Генеральная прокуратура РФ, заподозрив нарушение законов «О государственном языке» и «О защите прав потребителя» из-за использования латиницы в билетах.)
В России внедрение электронных авиабилетов прошло несколько позже, чем в США и Западной Европе. Российские перевозчики начали активно использовать e-ticket с середины 2007 года. В настоящее время бумажные билеты используются редко; показательно также, что претензий от клиентов, приобретающих «виртуальные» проездные документы, авиакомпании практически не получают. Таким образом, отмечают специалисты, на сегодняшний день и в нашей стране успешно действуют компьютерные системы, позволяющие резервировать билеты в соответствии с международными стандартами, в том числе и безопасности. Действовавшее до последнего времени требование подтверждать поездку дополнительными бумажными чеками выглядело, скорее, как ненужная перестраховка. Для экспертов вполне очевидно, что электронный билет в России нужно было делать документом строгой отчетности еще пару лет назад, однако сдерживающим фактором продолжительное время выступали соображения надежности действующих у нас электронных систем.
Игорь Горностаев
Travel Trade Gazette, июль-август 2010
Читайте также:
Электронные билеты
Особенности зарубежных командировок
Электронный билет на самолет: проблемы бухгалтерского учета и документального подтверждения расходов