Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Насколько опасен вулканический пепел

Lowcosts.ru  Журнал  Насколько опасен вулканический пепел

Версия 1: После нескольких дней  тотального закрытия аэропортов по всей Европы, ученые  выяснили потенциальную опасность вулканического пепла для самолетов  и выработали принципы безопасных полетов.

Версия 2: После нескольких дней запрета на полеты, авиакомпании Европы, понесшие в итоге громадные убытки в размере почти 2 млрд. долларов,  продавили через правительства своих стран снятие запрета на полеты под свою ответственность.

Сейчас в прессе обсуждаются обе версии, и обе в некоторой степени правдивы. В самом деле, проводились научные исследования распространения облака пепла от вулкана в Исландии, в то же время на самом высшем уровне обсуждался выход из транспортного коллапса.  Вопрос в том, насколько деньги оказались важнее безопасности людей?

Вулкан Эйяфьятлайокудль (Исландия)

Просто красивое фото вулкана Эйяфьятлайокудль

[an error occurred while processing the directive]

Вулкан Эйяфьятлайокудль на юге Исландии по-прежнему находится в активной стадии извержения.  Он по-прежнему выбрасывает в воздух огромные облака дыма  и пепла, которые движутся по воле ветра. Спустя неделю неприятного для Европы западного ветра пепел сейчас сносится в сторону малонаселенных областей восточной Канады, но надолго ли?   Авиакомпании предупреждают своих пассажиров, что ситуация с закрытием аэропортов и отменой рейсов вполне может повториться, однако летать они начали еще за несколько дней до того, как небо Европы стало чистым.  Безопасно ли это?

Департамент Гражданской Авиации (Civil Aviation Authority, CAA) 21 апреля 2010 года подтвердило утверждение новых правил полетов  в условиях облака вулканического пепла. На их разработку ушло 6 дней, в течение которых  авиационные инженеры и эксперты пытались найти выход из ситуации, с которой еще не сталкивалась авиация.   Темой дискуссий стал вопрос о том, какая концентрация пепла в воздухе безопасна для двигателей самолетов. Ответ:  0,002 грамма на кубометр воздуха.
Это достаточно низкая цифра.  Для сравнения приводились фактические данные содержания пепла в воздухе над британскими островами (которых накрыло сильнее всего), где концентрация  пепла составила около 0,0001 грамма (в 20 раз ниже ПДК).
После эмпирического подтверждения данных с бортов двух исследовательских самолетов, CAA разрешил открыть воздушное пространство.

Значит ли это, что запрет на полеты, введенный  парой недель раньше, был необходим?  Ответ на этот вопрос уже никогда не удастся получить, однако ученые утверждают, что концентрация пепла в атмосфере на тот момент составляла всего 0,0004 грамма (в пять раз ниже ПДК).
Также здесь стоит упомянуть о другой международной авиационной организации ICAO, которая однозначно высказалась на эту тему в том ключе, что  полеты не безопасны при любой концентрации пепла, даже самой низкой. Впрочем, это правило было установлено довольно давно, когда оборудование еще не позволяло точно определить концентрацию посторонних веществ в воздухе.

Тестовые полеты коммерческих авиалайнеров, предпринятые по инициативе авиакомпании British Airways определили фактическую степень повреждения двигателей в условии продолжительного полета  в сложившихся условиях.  Данные об этих полетах также послужили доводами в пользу разрешения полетов.

В настоящее время ситуацию с облаками вулканического пепла отслеживают метеорологические спутники в непрерывном режиме. Им помогают метеорологические станции, запускаемые на аэростатах и наземные станции, оборудованные лидарами (лазерные локаторы). Все данные оперативно обрабатываются и поставляются в аэронавигационные службы по всему миру, которые, в свою очередь, уведомляют пилотов об опасных концентрациях вулканического пепла, которые могут возникнуть на пути самолетов.
Одновременно с этим авиакомпаниям предписано проводить гораздо более тщательный осмотр двигателей  на предмет возможных повреждений.
В CCA считают, что этих мер достаточно, чтобы обеспечить безопасность полетов.

 

Евгений Зубрилин
25.04.2010 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]