Lowcosts.ru - бюджетные авиакомпании На главнуюКарта сайтаКонтакты

Проект «Solar Impulse»

Lowcosts.ru  Журнал  Проект «Solar Impulse»

В начале декабря 2009 года впервые поднялся в воздух самолет Solar Impulse, использующий в качестве топлива для своих двигателей солнечную энергию. Для первого полета выбрали пробный режим, который представлял собой всего лишь отрыв от взлетной полосы и полет на низкой высоте и небольшой скорости на протяжении 30 секунд.

Solar Impulse

Солнечные панели на крыльях самолета Solar Impulse

[an error occurred while processing the directive]

Solar Impulse

Перед первым полётом. Декабрь 2009.

Проект «Солнечный Импульс»

Размах крыльев: 63 метров
Вес: 1600 кг (из них 400 кг – аккумуляторы)
Средняя скорость: 70 км/ч
Максимальная высота: 8500 км/ч
4 электродвигателя по 10 л.с. каждый
Солнечные батареи площадью 200 м2

Несмотря на свой вес, это поистине гигантский самолет с размахом крыльев, как у авиалайнера Airbus A340. Построенный из ультрасовременных полимерных материалов, самолет получился очень легким. Его цель – эмпирическим путем выяснить все плюсы и минусы подобной конструкции, чтобы через два года усовершенствованная и более крупная модель могла не просто подняться в воздух, но и совершить кругосветное путешествие.

А пока что в воздух поднялся прототип (название/код HB-SIA). 3 декабря 2009 года в Швейцарском городке Дюбендорф пилот Маркус Шердель поднял самолет на высоту чуть более одного метра. Пролетев около 350 метров, самолет благополучно приземлился. Вроде бы не ахти какое достижение, но по своей значимости для будущего авиации оно сравнимо разве что с полетом первого самолета братьев Райт в 1903 году. Кстати и тогда, и  сейчас самолет подняли двигатели соизмеримой мощности.

Результаты испытаний прототипа еще будут долго исследоваться. Даже на глаз видно, что подобная конструкция достаточно плохо управляется. Гигантское крыло при крошечном весе аппарата, создает значительную парусность, которая может стать угрозой безопасности пилота во время длительных полетов на больших высотах.  Сейчас задачей исследователей и конструкторов будет свести к минимуму все недостатки прототипа, чтобы в 2011 году начать строить самолет HB-SIB – более крупный и усовершенствованный аналог первого прототипа, который и будет использован для кругосветного путешествия, запланированного на 2012 год.

Ожидается, что к тому времени конструкторы получат возможность на практике применить новейшие достижения в области солнечной энергетике, которые сейчас анонсируются производителями. Уже сейчас опытные образцы солнечных модулей показывают коэффициент преобразования солнечного света в электроэнергию около 3%, а в ближайшем будущем их эффективность может вырасти до 8% с помощью таких технологий, как применение новых полимерных материалов и оптоволокна.
Кроме того, ожидается переход на новый уровень в производстве емких аккумуляторных батарей. Прототип HB-SIA использовал достаточно давно известные литий-полимерные аккумуляторы, в то время как сейчас в разработке находятся технологии как никель-оксидгидридные и воздушно-цинковые аккумуляторные ячейки с гораздо большей удельной емкостью, чем существующие.

Вопрос энергоэффективности летательных аппаратов на солнечной энергии напрямую зависит от этих двух технологий. Возможно уже в ближайшем будущем будут созданы не только экспериментальные, но и коммерческие самолеты, использующие энергию солнца.

 

Евгений Зубрилин
20.12.2009 © Lowcosts.ru - копирование статьи целиком или по частям запрещено правообладателем

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]