В рамках статьи рассматриваются практические аспекты бухгалтерского учета и документального подтверждения расходов по приобретению электронного билета при отправке сотрудников в командировку на основе анализа писем Минфина. Также рассмотрен частный случай, который возникает при отправлении работника в командировку в выходной день.
Электронный авиабилет - это достаточно новое явление в оформлении и подтверждении транспортных услуг в России. Бронирование авиабилетов через Интернет сегодня становится все более популярным, в связи с чем все актуальнее становятся вопросы о правильном отражении приобретения билета в бухгалтерском учете и, соответственно, о грамотном списании командировочных расходов, в оправдательных документах которых присутствует электронный авиабилет. Несомненно, что "онлайновая" торговля авиабилетами будет набирать обороты, тогда как стандартная покупка авиабилетов через кассовые терминалы станет непрактичной, дорогой и, по прогнозу экспертов, к концу 2010 - 2011 гг. исчезнет.
Электронный авиабилет (или e-ticket) - это авиабилет в электронном виде, предлагаемый взамен обычного бумажного авиабилета. При традиционной (и уже устаревшей) бланковой системе информация о авиаперелете печаталась на специальных бумажных бланках. При системе e-ticket эта информация хранится в электронном виде в специальной базе данных авиакомпании. Все операции, включая описание маршрута, данные пассажира, оплату, пролет, обмен, возврат и многие другие действия, отслеживаются и обрабатываются именно в этой базе. Использование электронного авиабилета - гарантия безопасности, поскольку билет не может быть потерян или украден, так как хранится в базе данных.
Как только электронный авиабилет оплачен, покупатель получает на свой контактный факс или адрес электронной почты маршрут-квитанцию. Эта квитанция содержит в себе полную информацию о маршруте, форме и деталях оплаты перевозки, то есть все необходимое, что включает в себя и традиционный авиабилет.
Приобретение электронного авиабилета предприятием может быть осуществлено любым удобным и доступным способом: банковской картой подотчетного лица, наличными или по безналичному расчету. Оплата происходит абсолютно так же, как при оплате традиционного (печатного) авиабилета.
Несмотря на простоту приобретения и легкость оплаты, существуют некоторые особенности признания расходов по покупке электронных билетов. Данные особенности находят свое отражение в Письмах Минфина России от 4 февраля 2009 г. N 03-03-07/3, от 17 июля 2007 г. N 03-03-06/4/99 и от 13 августа 2007 г. N 03-01-10/6-239.
В Письме от 17 июля 2007 г. N 03-03-06/4/99 "О документальном подтверждении расходов, связанных с командировками работников" сообщается, что в соответствии с положениями ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
Проблеме обоснования расходов при приобретении электронного авиабилета посвящено также Письмо Минфина России от 13 августа 2007 г. N 03-01-10/6-239 "Об учете расходов при оформлении проезда с помощью электронного пассажирского билета", в котором более подробно раскрываются вопросы об особенностях подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов работников, направляемых организацией в командировку, при оформлении проезда с помощью электронного пассажирского билета. Также поднимается и раскрывается вопрос о том, что применяемая система электронного оформления билета не содержит цифровой подписи и печати, необходимой для подтверждения ставки НДС 18% или 0%.
На основе Письма Минфина России от 13 августа 2007 г. N 03-01-10/6-239 и в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к таким операциям, установлены ст. 164 НК РФ.
В ст. 164 НК РФ особенностей налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа по территории Российской Федерации не предусмотрено. Поэтому такие услуги на основании п. 3 данной статьи НК РФ подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18%.
При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении согласно пп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение налогом на добавленную стоимость таких услуг производится по ставке в размере 0% при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов.
Перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг, установлен п. 6 ст. 165 НК РФ. Согласно положениям данного пункта налогоплательщик должен представить в налоговые органы выписки банка, подтверждающие поступление выручки за оказанные услуги, и реестр единых международных перевозочных документов, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.
Итак, действующий порядок применения налога на добавленную стоимость не обязывает налогоплательщиков, оказывающих услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами, представлять в налоговые органы перевозочные документы, в том числе в форме электронных пассажирских билетов.
Размер суточных, выплачиваемых в конкретной организации, должен быть закреплен в приказе руководителя, во внутреннем положении о командировках, в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте. Так как ТК РФ не устанавливает конкретных норм, поэтому официально установленные в организации размеры суточных будут являться экономически обоснованными расходами (ст. 252 НК РФ).
На практике нередко возникают ситуации, когда работник должен выехать в командировку в выходной день или наоборот - когда дата возвращения из командировки (прибытия в место жительства и работы) приходится на выходной день. Данная ситуация подробно описана в Письме Минфина России от 4 февраля 2009 г. N 03-03-06/1/39. В соответствии с п. 5 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 N 749, оплата труда работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В частности, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни производится в порядке, установленном ст. 153 ТК РФ. В целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В частности, п. 3 ст. 255 НК РФ установлено, что к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и т.д.
Таким образом, в случае, если правила внутреннего распорядка, утвержденные руководителем организации, предусматривают режим работы в выходные и праздничные дни, затраты, связанные с выплатой компенсации работникам за дни отъезда в командировку и дни прибытия из командировки, приходящиеся на выходные дни, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда на основании п. 3 ст. 255 НК РФ при условии их соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Таким образом, если работник для поездки в командировку приобрел авиабилет, оформленный в бездокументарной форме, то оправдательными документами для признания расходов в целях налогообложения прибыли могут являться распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон.
С.А.Петров
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании",
2009, N 3
Читайте также:
Электронные билеты
Письмо Минфина России от 18.01.2010 № 03-03-07/2
Электронный билет на самолет: проблемы бухгалтерского учета и документального подтверждения расходов